Тут один человечек попросил меня описать ту самую "идеальную школу", которую я хочу попытаться построить когда-нибудь, если голова на место не встанет. А я так подумала, и поняла, что никогда не думала о конкретных вещах, которые хотела бы изменить. А зря. И вот набросала я человечку примерный список критериев, которым должна соответствовать школа. Решила разместить это еще и здесь, чтобы не потерять, а заодно выслушать замечания друзей, если таковые возникнут. Заранее прошу громко не смеяться и не злиться, потому что это все существует в виде глупой мечты, и я прекрасно понимаю, что мне почти наверняка не удастся воплотить ее в жизнь.
Итак:
1) Учителя. От их профессионализма и отношения к ученикам очень многое зависит. Учитель ни в коем случае не должен быть жесток. Недопустимо повышение голоса, рукоприладство, унижение и любое насилие (физическое или психологическое) в отношении учеников. Выучить ребенка своему предмету не так важно. Важно научить его учиться в принципе, общаться со сверстниками, осознавать и воплощать свои желания.
2) Отношения в коллективе. В идеале - разногласий не должно быть вообще, но это утопия, поэтому необходимо сделать так, чтобы ученики и родители не чувствовали тих разногласий. Чем сплоченнее коллектив, тем лучше он работает. Я против служебной иерархии в школе. Все вопросы должны решаться сообща, и каждый сотрудник должен иметь одинаковое по весомости с другими право голоса: от рядового учителя до директора.
3) Учебный процесс. Конечно, желательно, чтобы ученикам давалась хорошая база знаний, которую они смогут использовать в дальнейшем. Но практика показывает, что почти вся школьная программа за исключением профильных для выбранной специальности предметов забывается. Поэтому не нужно гнаться за количеством информации, а лучше поработать над качеством. Современная система обучения построена таким образом, что ребенку ничего не остается, кроме как зубрить учебники, не вникая в смысл. Жизнь от экзамена до экзамена - это не обучение. Пусть информации будет меньше, но она лучше усвоится.
Кроме того, нужно поработать с отношением детей к обучению в принципе. Это не должно становиться их смыслом жизни, как сейчас часто бывает. Ребенок не должен бояться плохих оценок. Не должен бояться ошибок. Очень важно поселить в головах детей мысль о том, что хорошие оценки и большой объем знаний не так важны. Важно уметь учиться вообще, понимать этот процесс, владеть разными способами запоминания информации. Но даже это не настолько важно, как быть хорошим человеком, уметь дружить и любить.
4) Неучебное время. Для того, чтобы дети хорошо чувствовали себя в своем классе и в школе вообще, учителям нужно больше времени проводить с учениками. Это могут быть как традиционные походы в театры и музеи, так и что-то необычное, например можно по очереди ходить всем классом в гости к каждому ученику и к учителю (правда такой план очень сложно реализовать, но можно попробовать). Я знаю одну школу, где есть общая комната отдыха для сотрудников и учеников. Люди там пьют чай, разговаривают, занимаются каким-то творчеством рядом друг с другом. Сейчас почему-то детям внушается, что учитель - это некий полубог, существо с которым у обычного ребенка по определению не может быть ничего общего, потому что это что-то вроде разных уровней развития. При чем верят в это как учителя. так и дети. Нужно избавиться от этого тезиса.
5) Творчество. Очень важно научить детей нестандартно мыслить, избавляться от шаблонного поведения. Это помогут сделать различные творческие конкурсы, театральные постановки, проекты и прочее.
6) Работа с родителями. Большинство родителей сейчас почему-то впадают в ужас, узнав, что у их ребенка плохие оценки. Важно объяснить родителям, что оценки, да и школьное обучение вообще - отнюдь не все, что важно для ребенка. Нужно подать им мысль о том, что их ребенок замечательный, несмотря на то, что у него двойка по алгебре. Зато он, например, хорошо рисует. Школа, конечно, может и должна заниматься воспитанием ребенка, но без родительской любви и внимания, ничего не получится. Семья и школа как социальные институты должны работать вместе, заменяя и дополняя друг друга.